Среда 14 Ноября 2018
Вы находитесь здесь: Главная История
  • 02_700_200.jpg
  • 23_700_200.jpg
  • 07_700_200.jpg
  • 14_700_200.jpg
  • 11_700_200.jpg
  • 25_700_200.jpg
  • 10_700_200.jpg
  • 21_700_200.jpg
  • 16_700_200.jpg
  • 15_700_200.jpg
  • 06_700_200.jpg
  • 03_700_200.jpg
  • 05_700_200.jpg
  • 01_700_200.jpg
  • 08_700_200.jpg
  • 22_700_200.jpg
  • 04_700_200.jpg
  • 24_700_200.jpg
  • 09_700_200.jpg
  • 12_700_200.jpg
  • 17_700_200.jpg
  • 19_700_200.jpg
  • 18_700_200.jpg
  • 13_700_200.jpg
  • 20_700_200.jpg
  • 01_200_200.jpg
  • 02_200_200.jpg
  • 03_200_200.jpg
  • 04_200_200.jpg
  • 05_200_200.jpg
  • 06_200_200.jpg
  • 07_200_200.jpg
  • 08_200_200.jpg
  • 09_200_200.jpg
  • 10_200_200.jpg
  • 11_200_200.jpg
  • 12_200_200.jpg
  • 13_200_200.jpg
  • 14_200_200.jpg
  • 15_200_200.jpg
  • 16_200_200.jpg
  • 17_200_200.jpg
  • 18_200_200.jpg
  • 19_200_200.jpg
  • 20_200_200.jpg

Мероприятия

expo2018 200x200

«Седой Урал»

(Из выступления в г. Екатеринбурге на 4-ой ежегодной конференции «Проволока-крепеж-2015»)

1

Уважаемые коллеги, партнёры, дорогие друзья!

Признателен всем за проявленный интерес к традиционному форуму метизников. Благодарю за гостеприимство компанию «НЛМК», за поддержку Минпромторг России и Администрацию Берёзовского городского округа.

Название моей презентации не совпадает с официальной темой доклада, но в прошлом году на Южном Урале, на озере Банном я обещал сохранить историко-познавательную традицию и рассказать, почему Уральские заводы строились только вблизи быстроходных горных рек, что такое барки и как продукция доставлялась в Центр России, в Великий Новгород, на пересечение торговых путей с Европой. Итак, в моих планах: остановиться на историческом значении Урала в металлургии России. Познакомить с Екатеринбургом и с Березовским, где находится предприятие «НЛМК-метиз», которое мы завтра посетим. Во второй части дать оценку ситуации в метизной отрасли, поделиться своими наблюдениями по некоторым экономическим показателям и, как всегда, закончить торжественными минутами. Поэтому 10 минут мало, но в 20, если нет возражений, постараюсь уложиться.

2

Богатства Уральского края известны с глубокой древности. Ещё античные авторы писали о сокровищах гор, протянувшихся с севера на юг Восточной Европы. Русские называли этот невысокий хребет поясом. Современное название Урал Появилось в VII веке от тюрского «арал» — остров или часть земли сильно отличающаяся от окружающейся местности.

Освоение Урала и формирование государства Российского тесно связано. В конце XVI века поход казаков под предводительством Ермака Тимофеича сокрушил остаток Золотой Орды — Сибирское ханство, открыв путь к освоению богатых, но малонаселённых земель прилежащих к Уральскому хребту. Ещё в XV веке были известны минеральные богатства Урала. Здесь добывали соль. Были открыты залежи медных и железных руд. Найдены слюда и знаменитые самоцветы. Ходили слухи о золоте, но оно было впервые открыто позднее, в 1745 г., в так называемых Берёзовских месторождениях.

С XVII столетия Урал стал формироваться как центр горнодобывающей промышленности. Появились железоделательные заводы. Первый построен в 1631 году. Возникновению в этом крае на рубеже XVII–XVIII веков крупнейшего центра по производству металла способствовал ряд благоприятных причин. Во-первых, Уральские руды лежали почти на поверхности, были значительно богаче, полученный из них металл лучше обрабатывался. Во-вторых, выплавка была на древесном угле, а вокруг огромные просторы лесных массивов. Третье, разветвленная система торопливо текущих Уральских рек, которые с одной стороны давали энергию для водяных колёс молотов и других механизмов, а с другой — служили транспортными артериями.

Первые железные заводы уже в 1701 году, в самый начальный период Северной войны со Швецией поставляли артиллерийские орудия, ядра, гранаты. Хозяином заводов было государство. В 1702 году обосновался на Урале первый частный заводчик — богатый тульский оружейник Никита Демидов.

Но Европа, как всегда, осложнила жизнь, организовав очередной кризис. Ну, хочется ей прогресса и она стала использовать в металлургии каменный уголь, что привело к увеличению объемов и сокращению импорта. Резко ухудшилась мировая рыночная конъюнктура. Уральские казенные заводы не выдержав конкуренции, начали разваливаться и сокращать производство. По производительности они в 4 раза уступали заводам Демидовых и в 6 раз Европейским.

3

В 1719 году Указом Петра I был учрежден новый орган для управления горнозаводским делом — Берг-коллегия. Для управления уральской металлургией было создано «Высшее горное начальство» — Сибирский обер-бергамт. Повысить производительность на казенных предприятиях можно только создав дополнительные управляющие и контролирующие структуры и подструктуры и направив Василия Татищева выявлять причины развала. Ознакомившись с состоянием казённых заводов, Татищев пришел к выводу, что «чем отмывать этих, лучше народить новых», что выгоднее построить новый крупный железоделательный завод.

4

По рекомендации местных мастеров, определил новое место на берегу реки Исети, именно то самое, где сейчас стоит Екатеринбург. Строительство завода развернулось по Указу Петра I весной 1723 года. После Петербурга это было второе крупнейшее строительство в России. Но, Татищеву в это время было не до нового завода, потому что он успел поссориться с всесильным Демидовым. Чтобы разобрать ссору и привести в порядок горнозаводские дела Петр I отправил на Урал генерала Генина. Генин и Татищев были натурами противоположными и отличным образом дополняли друг друга, что позволило практически за 3 года выстроить крупнейший завод-крепость с современным оборудованием. Крепость защищала от башкирских бунтов. По инициативе Генина её нарекли Катеринбургом, в честь императрицы, второй супруги Петра.

Основу будущего населения Екатеринбурга составляли солдаты, мастера из Тобольска и Тулы, староверы, раскольники, пленные поляки и шведы. Последние вызвали неприятные курьёзы. Так, решением Синода, шведов, женившихся на русских, приказано было «разженить и этих шведских женок выдать замуж за русских».

Насколько целесообразно было создание уникального завода — гиганта с 13 метровыми домнами показало время. Завод просуществовал только 85 лет. Такая, относительно недолгая, участь постигла многие казённые фабрики Урала. Предприятия частных промышленников Демидова, Твердышева и других существуют и сегодня.

5

Роль горного города Екатеринбурга в развитии всей Уральской металлургии, а значит и Российской империи переоценить невозможно. В 1781 году Екатерина II даровала Екатеринбургу статус уездного города Пермской губернии.

6

Началась новая страница развития. Через город проложили большой сибирский тракт, и он стал «Окном в Азию». С 1878 г. за 10 лет железные дороги соединили Екатеринбург с Пермью, Тюменью, Челябинском, Казанью и Транссибирской магистралью.

7

Наиболее интенсивное развитие города пришлось на Союзный период.

8

Во время индустриализации развернулось массовое промышленное и жилое строительство.

9

В годы Великой Отечественной войны город стал крупнейшим эвакопунктом, а в период холодной войны одним из ключевых центров «оборонки».

10

Сегодня Екатеринбург — один из крупнейших современных центров притяжения в России, по ряду экономических показателей уступающий лишь Москве и Петербургу.

11

Давайте переместимся на 12 км от центра Екатеринбурга в сторону Северо-Востока,

12

здесь, в районе реки Берёзовки, в 1748 году началась разработка первого в России месторождения золота.

13

До этого считалось, что в северных странах золота нет.

14

К концу XVIII века в составе Берёзовых промыслов более 50 рудников,

15

на которых добывалось около 6 пудов золота в год. Вокруг рудников образовалось крупное поселение. В XIX веке в поселке расцвел промысел гранильщиков драгоценных и местных поделочных камней. Статус города поселок получил в 1938 году.

16

Сегодня город является административным центром Берёзовского городского округа. Основу его экономики составляют 16 крупных предприятий, среди которых шахты по добыче золота и одно из современных метизных комплексов под брендом «НЛМК-метиз».

17

Предприятие спроектировано и построено на площадке бывшего «Завода прецизионных сплавов» и Ревдинского метизно-металлургического завода с использованием современного оборудования и технологий. Производство организовано с долей изящества и высокой культурой.

18

19

Вернемся к началу освоения «Седого Урала» на рубеж XVII–XVIII столетий и вспомним, что в это время уже было построено более сотни фабрик и заводов, которые плавили чугун, ковали лист, получали медные слитки, тянули медную проволоку, чеканили монеты, отливали ядра, лафеты и стволы орудий, обрабатывали самоцветы. Всё это нужно было доставлять почти за 500 км в центр России и далее в Европу. Живой тягой по сибирскому тракту такой объём не перевезёшь.

20

Выход был найден в использовании водного маршрута по быстротечным Уральским рекам, таким как Чусовая, Вишера, Юрюзань и др. и их притокам. Большинство этих рек впадает в Каму, а там по Каме в Волгу, а по Волге недалеко и до Новгородской ярмарки. Рассуждать о водном пути просто, но фактически это была грандиозная, единственная в своём роде транспортная операция по сплаву сотен барок груженных миллионами пудов чугуна, железа, меди, камня, и изделий из них, произведенных за весь год с весны до весны. Пригодными для сплава реки бывали только весной, в апреле, в течении нескольких дней, не более недели и то при помощи прудовой воды.

21

Вот как это происходило. Накопленная в верховьях рек в водохранилищах вода весной пускалась большим валом высотой 2–2,5 метра, когда вал переставал прибавлять, происходил выпуск воды из следующего по течению пруда и так далее. Скорость вала достигала 7 км в час. Как только показывался вал, начинали отваливать барки с грузом. Вдоль реки располагалось несколько предприятий, барки с которых пристраивались к каравану. На отдельных реках, со всех пристаней отправлялось до двух тысяч барок.

22

Барка это временная баржа. Поднять её обратно по реке невозможно. Она после сплава разбиралась и продавалась, как строительный лес или дрова. Длина барки 30-40 метров, ширина 8-9 метров, дно плоское, управлялась с помощью 4-х или 6-ти больших «потесей» — вёсел длиной до 20 метров, на каждое весло ставилось по 10 бурлаков, таким образом, экипаж был от 50 до 70 человек. Командовал лоцман (сплавщик), грузили на такую, сделанную на живую, барку более 150 тонн.

23

Такие махины без тормозов движутся караваном со скоростью до 3-х метров в секунду и их преследуют две основные угрозы. Первая — сесть на мель и тебя снесут идущие сзади. Вторая — налететь на изгибе реки на бойца и разлететься в щепки. Боец — это скала, вокруг которой изгибается горная река. Каждый Боец имеет свое название. У каждого лоцмана — сплавщика были свои приёмы и как пройти, как увидеть мель, как обойти бойца. Познакомьтесь с абзацем из повести Алексея Иванова «Золото бунта». «Барка врезалась тупым носом в берег, круша подлесок.

24

От удара бурлаки полетели на настил, кто-то с воплем выкинулся за борт». А потом течение приподняло барку и потащило к Разбойнику, бурлаки встали на колени и крестились, глядя, как впереди вырастает урчащая гора воды, а над ней поднимается страшный боец. «Не грести! Не грести, бога ради!» — кричал сплавщик в раструб жестяной трубы. Барка медленно разворачиваясь всем бортом, неслась на Разбойника. Её стало кренить, поднимая на водную гору перед стеной.

25

И вдруг с этой горы, как сани со склона огромная барка скользнула вниз. Пенная туча хлынула на палубу. Кормой вниз по течению, барка впритирку проскочила вдоль Разбойника с той излуки, на которой гибло всё и всегда. Сплавщик успел понять, как надо поставить барку, чтобы струя сама пронесла её мимо, а боец лишь снял стружку с борта. Он сидел на краю скамейки и молчал, сплёвывая кровь. Губы его были разорваны жестью трубы. Рокот воды у Разбойника делался все тише и тише. Вдали появились светлые глыбы Четырех братьев».