Готовя этот материал, вспоминая рассказы друзей родителей, задумываешься о людях. Работая по 12 часов под открытым небом, в условиях уральской зимы, получая паек, которым нельзя наесться и зарплату, за которую на «черном» рынке давали только одну буханку хлеба. Старики, женщины, подростки, без мужчин и другой механизации, вручную долбили промерзлую землю под фундаменты. Волоком перетаскивали оборудование, вели наладку и выпускали продукцию. Также, не дожидаясь окончания войны, восстанавливали производства на освобожденных разрушенных предприятиях. Какая была, как сейчас говорят, мотивация? Ответственность перед тем, кто на фронте или вера и преданность стране!? Восклицательный знак и знак вопроса.
Вернемся к магнитогорским калибровщикам. В послевоенные годы завод продолжал строиться и развиваться. Осваивались мощности по выпуску крепежных изделий, стальной проволоки, канатов, металлокорда, стальной ленты. К 1980 году предприятие занимало второе место по объему выпускаемой продукции.
В 2006 году Магнитогорский калибровочный и метизно-металлургический заводы, в порядке продолжения интеграционной политики Магнитогорского металлургического комбината, слиты в единую мощную производственную структуру — открытое акционерное общество «Магнитогорский метизно-калибровочный завод «ММК-МЕТИЗ».
Одержали победу. Фронтовики вернулись домой. Начинается восстановление городов и промышленности. Увеличивается потребность в металлоизделиях. Уже в 1946 году Правительство принимает решение о проектировании и строительстве сталепроволочно-канатного завода в Сталинграде. Но не хватает проектировщиков, у них нет опыта проектирования современных метизных производств. В 1954 году к руководству Государственного института по проектированию метизных заводов приходит Христофор Сергеевич Шахпазов. Его производственный опыт — от механика до директора завода. Его знание мировых тенденций — в 1943 году он был командирован в США в качестве эксперта по приемке оборудования. Его энергия, профессионализм и эрудиция позволяют изменить ситуацию. Христофору Сергеевичу удается убедить, что, используя военный опыт, проектировать, строить и вводить в эксплуатацию нужно одновременно. И, что проектировать одно предприятие затратно. Разрабатываются сетевые графики проектирования и ввода мощностей по очередям. Одновременно создаются проекты расширения Белорецка, Ревды, Магнитогорских предприятий и строительства новых Волгоградского, Череповецкого и Орловского заводов.
В 1965 году Христофор Сергеевич назначается начальником Главного Управления метизной промышленности Министерства черной металлургии Союза. Появляется реальная возможность внедрять проекты в жизнь.
В декабре 1954 года вводится в эксплуатацию первая очередь Сталинградского сталепроволочно- канатного завода. Основное назначение предприятия — высокоуглеродистая проволока и канаты. Внедряются современные, разработанные Белорецкими специалистами и мировой практикой технологии. В 1961 году с переименованием Сталинграда в Волгоград меняется и название завода. Для ускорения наладки оборудования и освоения производства, в Волгоград направляются специалисты из Белорецка и других метизных предприятий.
В 1965 году вводится в эксплуатацию первая очередь Череповецкого сталепрокатного завода. А уже в 1967 году встрой действующих вступает Орловский сталепрокатный завод. Пуск первых очередей не означал окончание строительства. И Череповецкий и Орловский заводы проектировались как универсальные, самостоятельные метизные предприятия, имеющие проволочное, канатное, сеточное, электродное, калибровочное и крепежное производства. На Череповецком заводе еще были построены цехи фасонных профилей и гвоздильный. На Орловском — цех металлокорда. Самостоятельность предприятиям придавали мощные вспомогательные производства: инструментальное, ремонтно-механическое и тарное.
Причем, если Череповецкий завод первым запускал цеха низкоуглеродистого направления, то Орел — высокоуглеродистого направления. В этом и во многом другом проявлялась мудрость «Шаха» метизной отрасли.
С 2006 года заводы Череповецкий, Орловский и Волгоградский объединены в компании ОАО «Северсталь-метиз». Согласно производственной стратегии и инвестиционной политике компании осуществляется модернизация и специализация производств, с реализацией в Орле и Волгограде проектов по формированию промышленных зон.
Через три года после ввода в эксплуатацию ОСПАЗа, в 1979 году на «ВАЗ» отгружает первую партию продукции Белебеевский завод «Автонормаль», построенный для обеспечения автомобильным крепежом и другими комплектующими Волжского и Камского автомобильных заводов. Это непрерывно развивающееся предприятие, лидирующее в области холодной объемной штамповки. Учитывая отсутствие необходимого отечественного оборудования, завод «БЕЛЗАН» с 1978 года развивает собственное станкостроение.
Для обеспечения метизной продукцией районов Сибири и Дальнего Востока на Западносибирском металлургическом комбинате в 1980 году вводится сталепрокатный комплекс, включающий производство широкой номенклатуры проволоки, электродов и гвоздей.
С увеличением выпуска автомобилей, расширяется потребность в металлокорде и бортовой проволоке. Принимается решение построить в г. Жлобине (Белоруссия) специализированный метизно-металлургический комплекс. С вводом в действие в 1984 году мощностей по выпуску металлокорда, импортозависимость промышленности в вопросах метизной продукции практически ликвидируется.