В отличие от Уральских городов, в развитии которых основную роль играло близкое расположение залежей руды, в районе Череповца поселенцев привлекало наличие рыбы, лесов, пушного зверя и речных торговых путей.
На территории, где сейчас расположился современный город, выявлены стоянки людей, относящиеся еще к каменному веку.
С Х века существовали поселения с культурой, близкой к средневековому городу. Население занималось рыбной ловлей, охотой и торговлей пушниной. География найденных при раскопках монет свидетельствуют о широких границах торговли.
К ХIII веку основным занятием стало земледелие и скотоводство. Первое упоминание о Череповце относится к 1362 году, когда был основан Воскресенский мужской монастырь. Местность, в которой заселились монахи, называлась Череповесь, что в переводе с древнерусского означало селение на возвышенности.
Монастырь играл не только религиозную роль, но и хозяйственную, являясь крупнейшим поставщиком рыбы в Москву.
Монастырь просуществовал 400 лет, вплоть до времен правления Великой Екатерины, которая монастырские владения, земли и крестьян забрала в казну (где они, возможно, были разворованы). Но в 1777 г. та же Екатерина «для пользы водяной коммуникации» присвоила Череповцу статус уездного города и утвердила план его регулярной застройки.
Во времена Павла I, при делении государства на новые губернии, Череповец как город был упразднен. Но его купцы и мещане не допустили ликвидации торговли и промыслов и почти 15 лет содержали управление на свои средства.
Значение Череповца возросло к 1810 году с завершением строительства Мариинской водной системы. К основным занятиям жителей добавилось судовождение и строительство судов. В 1811 году Сенат издал Указ о восстановлении статуса Череповца, как уездного города Новгородской губернии. С этого Указа Череповец становится полноправным городом России.
Дальнейшее развитие и история Череповца мало чем отличается от других уездных городов. Существенно способствовала экономическому развитию города прокладка железной дороги Вологда-Череповец-Петербург, которая была завершена к 1905 г. Добился строительства дороги Иван Андреевич Милютин — купец, судовладелец, промышленник, бывший в течение полувека бессменным городским главой и особенно много сделавший для развития Череповца.
Революционные события 1917–1919 годов прошли в губернии не спокойно, и, хотя власть Советов сохранялась, постоянно проходили волнения — то в порту, то на железной дороге, а то и в крестьянской среде. В конце 1919 г. усилиями Реввоенсоветов и ЧК власть большевиков укрепилась, и выступления вовсе прекратились.
До 1937 г. несколько раз менялось административное положение Череповца. Он был Губернским центром, потом был создан Череповецкий округ Ленинградской области, далее Череповец стал районным центром Ленинградской области. Наконец, в 1937 году, вошел в состав вновь созданной Вологодской области.
В 1930 году руководством Союза было принято решение о строительстве в Череповце металлургического комплекса. Автором проекта был академик Бардин. В отличие от большинства металлургических предприятий, возводимых вблизи от рудных месторождений, Череповецкий завод строился на пересечении водных и железнодорожных путей, связывающих комбинат с рудой Кольского полуострова, углем Воркуты и позволяющих удобно вывозить готовую продукцию.
Планам строительства помешала война, в годы которой Череповец выполнял функции эвакуационной зоны. В городе расположились госпитали, сюда эвакуировали жителей Ленинграда. Предприятия были переведены на ремонт и выпуск военной продукции.
После войны работы по строительству промышленных объектов в Череповце были продолжены. Уже в 1945 году суда принял новый порт. В 1952 году заложена доменная печь. В 1955-ом получен первый чугун. В 1958-ом начала работать мартеновская печь. А в 1959 году введен в эксплуатацию крупнейший в Европе листопрокатный стан. Комбинат стал предприятием с полным металлургическим циклом, а Череповец стал городом металлургов.
В эти же годы, а точнее в 1958 г. Совет Министров СССР принял решение о строительстве в Череповце метизного комплекса, который в дальнейшем получил название Череповецкий сталепрокатный завод. В декабре 1965 г. на заводе была получена первая проволока и Государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первой очереди. Сегодня это современное, усилиями компании «Северсталь-метиз», значительно обновленное производство.
1970-е годы отмечены строительством химических заводов. В 1979 г. был открыт Октябрьский мост через Шексну, это первый крупный вантовый мост в России. А в 1986 г. мы узнали о крупнейшей в мире доменной печи «Северянке».
Сегодня Череповец — современный город, сохранивший патриархальный облик в центре, с красивыми видами на водные просторы.
Ещё одна особенность, характеризующая лидирующие позиции города: Череповец — единственный в России город, который по населению и экономическому потенциалу опережает свой областной центр.
Но вернемся к сталепрокатчикам. Завод в 2015 году отметил свой 50-летний Юбилей. Следующий видеоролик знакомит зрителя с историей и сегодняшним днем сталепрокатного завода.